home

Российско-исландские экономические отношения

РОССИЙСКО-ИСЛАНДСКИЕ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Россия и Исландия имеют давнюю историю взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. Торговля между двумя странами начала активно развиваться ещё в 50-е годы прошлого века. Исландия продавала в Советский Союз морепродукты (прежде всего, сельдь) и шерстяные изделия, получая взамен топливо, автомобили, тракторы и другие промышленные товары.

На данный момент доля России во внешнеторговом обороте Исландии невелика: лишь 0,6% импорта и 2,5% экспорта (2010 г.). Согласно исландской статистике, объём двусторонней торговли за 2010 г. составил 14 млрд. крон (115 млн. долл.) и существенно вырос по сравнению с 2009 г. (70,9 млн. долл.). При этом с 68,7% до 82% возросла доля исландского экспорта, который составил 11,5 млрд. крон или 94,5 млн. долл. (в 2009 г. – 48,7 млн. долл.). Основным фактором роста исландского экспорта стала продажа замороженной скумбрии, составившей 48% всех поставок в Россию. В целом, морепродукты составили 91,8% исландского экспорта. 3,1% приходится на дизельное топливо, которым в местных портах заправляются российские суда.

Импорт из России в 2010 г. сократился до 2,51 млрд. крон или 20,5 млн. долл. (22,1 млн. долл. в 2009 г.). Структура импорта: нефтепродукты – 46,3%, железо и сталь – 24%, удобрения – 8,3%, комплектующие к протезам – 3,1%.

Двусторонний торговый оборот имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Давно назрела необходимость диверсификации торгово-экономического сотрудничества , где тон задавало бы сотрудничество в сфере возобновляемой энергетики (геотермальной, водородной и др.), наукоёмкого производства, информационных технологий, авиации и туризма.

В настоящий момент Россия и Исландия ведут работу по переводу экономических отношений на инновационную, модернизационную основу. В повестке дня – анализ и использование инвестиционных возможностей, имеющихся в России и Исландии.

Под этим углом зрения российскому бизнесу, видимо, имеет смысл присмотреться к Исландии. В целях вывода экономики страны из кризиса   альтинг (парламент) в 2010 г. принял закон, предусматривающий существенные льготы (по НДС, таможенным платежам и др.), а также господдержку для прямых иностранных инвестиций. Речь идёт в первую очередь о создании в Исландии экологически "дружественных" энергоёмких производств. Правительство страны планирует дальнейшее совершенствование инвестиционного законодательства, нацеленное на установление "единых правил игры" для зарубежных инвесторов, что должно способствовать достижению поставленной цели диверсификации экономики. Правительство совместно с Центральным банком готовятся к отмене валютных ограничений, введённых после краха банковской системы Исландии. Единственным табу для иностранцев остаётся, пожалуй, эксплуатация природных ресурсов.

В настоящее время Исландия восстановила свою банковскую систему, что открывает возможности сотрудничества между российскими и исландскими банками. Налаживание более тесного взаимодействия между банковскими структурами обеих стран может открыть перспективы предоставления негосударственных кредитных линий для осуществления совместных бизнес-проектов в России или Исландии.

Перспективная тема двустороннего сотрудничества – освоение возобновляемых источников энергии, прежде всего геотермальных. Исландия в этой области, как известно, занимает передовые позиции в мире. Важно, чтобы между заинтересованными компаниями сторон установлены прямые деловые контакты.

Исландия располагает вполне передовыми и наукоёмкими технологиями, которые могли бы представлять практический интерес для России. Их спектр достаточно широк – от исследований по использованию водорода в качестве альтернативного вида топлива до рыбопереработки, фармацевтики, биоинженерии и даже «тьюнингования» внедорожников под суровые условия бездорожья на Крайнем Севере и в Антарктиде.

Всё это побуждает думать об имеющемся потенциале развития торгово-экономического сотрудничества между Россией и Исландией, которое в ряде случаев может выходить за рамки сугубо двусторонних отношений. Объективные предпосылки для того имеются. Между двумя странами налажен полезный механизм взаимодействия в рамках ежегодных заседаний двусторонних межведомственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству и взаимодействию в области рыболовства. , Известно позитивное отношение Рейкьявика к процессу вступления России в ВТО, к заключению соглашения о свободной торговле между странами ЕАСТ и Таможенного союзом России, Белоруссии и Казахстана.

Несмотря на тысячи километров, разделяющих Россию и Исландию, мы смотрим на Рейкьявик как на нашего соседа по арктическому региону, с которым важно развивать как политические отношения, так и двустороннюю торговлю. Российско-исландские торгово-экономические связи, развиваясь весьма динамично, тем не менее, ещё содержат большой нераскрытый потенциал.