home

Сообщения и выступления

Статья для журнала «Арктические ведомости» http://arctic-herald.ru

РОССИЯ И ИСЛАНДИЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ

А.В.Васильев,
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Исландии

Исландия, 330-тысячное островное государство в Северной Атлантике, стала одним из 8 государств-учредителей Арктического совета в 1996 г. Понимание важности Арктики для национальных интересов страны, у которой нет армии и есть всего три ключевых отрасли экономики – рыболовство, производство алюминия и иностранный туризм, пришло не сразу, но быстро: масштабные климатические и иные перемены на Крайнем Севере, стремительное развитие международного сотрудничества в этомрегионе, растущий интерес в мире к открывающимся ресурсам и транспортным путям Северного Ледовитого Океана и материкового заполярья сделали географическое положение острова его важным геостратегическим резервом. Вслед за другими арктическими государствами в марте 2011 г. Исландия приняла свою первую арктическую стратегию в форме резолюции Альтинга (парламента) о политике государства в высоких широтах.

В этой стратегии прежде всего отстаивается «арктичность» страны: хотя Рейкьявик и является самой северной столицей в мире, за Северным полярным кругом у Исландии есть только крошечная территория на острове Гримсей, климат в стране необычно мягкий, поскольку она омывается теплым Гольфстримом, и ледоколы ей не нужны. К тому же в 2008 г. в гренландском Илулиссате и в 2010 г. в канадском Челси без участия исландцев проходили важные министерские встречи государств прибрежной арктической «пятерки», чья континентальная часть непосредственно выходит на Северный Ледовитый океан - России, США, Канады, Дании и Норвегии, что было воспринято Рейкьявиком без энтузиазма. Стратегия признает ключевую роль именно Арктического совета в обсуждении и «принятии решений» по арктической проблематике, и Конвенции ООН по морскому праву – в решении всех возможных спорных вопросов в Северном Ледовитом океане на основе переговоров и сотрудничества. В ней отмечено, что Исландия будет использовать политические инструменты для защиты своих интересов в сфере безопасности в широком понимании и будет противодействовать милитаризации Арктики. Указывается и на актуальность развития торгово-экономического сотрудничества стран в северных широтах, что должно способствовать конкурентоспособности Исландии в использовании коммерческих возможностей, которые появятся в результате наращивания экономической деятельности в регионе. Особо подчеркнута важность обеспечения устойчивого развития Арктики, защиты окружающей среды и биоразнообразия, социального благополучия, прав и интересов коренных народов (правда, в Исландии в отличие от других арктических государств таких народов нет), научного изучения и осмысленияпроисходящих на Севере климатических, физических, социальных и других перемен, в том числе путем укрепления международного взаимодействия.

О важности Арктики для сегодняшней Исландии говорит и тот факт, что в принятой в апреле 2016 г. первой Стратегии национальной безопасности страны на заглавное место поставлена задача «Пристально отслеживать интересы Исландии в Арктике в области экологии и безопасности в рамках международного сотрудничества…» Характерно, этот момент поставлен в документе   выше других – даже таких как членство в НАТО, Соглашение с США об обороне 1951 г. и североевропейское сотрудничество в области обороны и безопасности.

Нетрудно заметить, что исландская арктическая стратегия концептуально во многом созвучна российской, в частности положениям «Основ государственной политики России в Арктике до 2020 года и последующий период» 2008 г., что лишний раз высвечивает близость национальных интересов арктических государств на Крайнем Севере. Это является неплохой основой для взаимодействия России и Исландии, что нашло отражение в подписанной 29 ноября 2011 г. в Москве министрами иностранных дел двух стран российско-исландской декларации об арктическом сотрудничестве. Исландия стала первой страной, с которой подобный документ был согласован и принят Россией.Декларация не осталась на бумаге, а достаточно последовательно реализуется.

В Декларации, в частности, отмечается, что наши страны «разделяют разносторонние интересы и общие вызовы в Арктике», намерены продвигать арктическое сотрудничество на двусторонней основе, а также  в рамках Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона. Намечены основные сферы такого сотрудничества: поиск и спасание, морской и воздушный транспорт, охрана окружающей среды, научные исследования, образование, информационные технологии и другие, которые могут стать предметом возможных будущих договоренностей.

В 2008-2014 гг. мне выпало представлять Россию в Арктическом совете, поэтому знаю изнутри насколько позитивным и полезным всегда было и остается наше взаимодействие в рамках данного форума. Так, Исландия сыграла важную конструктивную роль в ходе переговоров под эгидой Совета по двум первым многосторонним юридически обязывающимпанарктическимсоглашениям о сотрудничестве - в морском и авиационном поиске и спасании в Арктике 2011 г. и в области готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике 2013 г. Каждое из них потребовало двух лет упорной работы, причем в обоих случаях последние раунды переговоров, на которых оставались наиболее сложные вопросы, с успехом проходили в Рейкьявике.

Исландия в последние годы направляла в Арктический Совет своих лучших послов – ХьялмараХаннессона, ТорстейннаИнгольфссона, Арни Тор Сигурдссона. Со всеми из них у российских представителей складывалось хорошее взаимодействие.

Исландия разместила у себя секретариаты двух (из шести) постоянных рабочих групп Арктического совета, в которых ведется основная деятельность Совета по десяткам совместных научно-практических проектов с активным участием российских ученых и экспертов – СAFF (сохранение арктической флоры и фауны)и PAME (защита арктической морской окружающей среды). Директор постоянного секретариата Совета, в котором трудятся и представители России – исландец МагнусЙоханнессон.

В позиционировании Исландии как активной арктической страны огромная личная роль принадлежит ОлавуруРагнаруГримссону, бессменному президенту страны в течении 20 лет в 1996-2016 гг.Г-н О.Р.Гримссон много раз бывал в России, встречался с Президентом В.В.Путиным, в том числе на всех трех организованных Россией в 2010, 2011 и 2013 гг. международных конференциях «Арктика – территория диалога». По инициативе г-на О.Р.Гримссона в Исландии начиная с 2013 г. стали проводиться ежегодные международные арктические конференции «Арктический круг» (буквальный правильный перевод на русский «ArcticCircle» - Северный полярный круг, но «арктический круг» точнее передает более многозначное название форума). Проводимые при серьезной финансовой поддержке крупных местных и мировых компаний ассамблеи «Арктического круга», совмещающие проводимые организаторами пленарные заседания, в том числе высокого уровня, с инициируемыми любым желающим тематическими группами, стали собирать до 2 тысяч участников, причем как из арктических, так и большей частью – из неарктических государств, и превратились в авторитетную площадку, на которой арктические государства могут разъяснять другим свою региональную политику. В разное время на этих ассамблеях с большим успехом выступали спецпредставитель Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике А.Н.Чилингаров,зам. министра транспорта России В.А.Олерский, главы Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисов, Архангельской области - И.А.Орлов, Ямало-Ненецкого АО - Д.Н.Кобылкин, члены Совета Федерации Л.П.Кононоваи А.И.Отке, многие другие российские официальные лица и ученые. После ухода с поста президента Исландии г-н О.Р.Гримссон остался председателем «Арктического круга» (www.arcticcircle.org) и рассчитывает на дальнейшее укрепление связей с Россией.

Арктика является постоянной темой регулярных двусторонних политических консультаций между руководителями министерств иностранных дел наших стран.

Североисландский город Акурейри и Мурманск установили между собой побратимские отношения. Наиболее активными партнерами Исландии по региональным контактам с нашей стороны выступают Архангельская и Мурманская области, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Кстати, в Акурейри на базе местного университета действует знаменитый «в арктических кругах» СтефанссоновскийАрктический Институт (www.svs.is/en),частыми гостями которого являются ученые Санкт-Петербургского Государственного Университета, Северного (Арктического) Федерального Университета и других российских учебных и исследовательских центров. СтефанссоновскийИнститут прославился, в числе прочего, тем, что стал местом рождения новой научной дисциплины – полярного (или арктического) права. Не случайно именно в Акурейри в 2016 г. из германского Потсдама переехал секретариат Международного Арктического Научного Комитета, содержание которого взяло на себя правительство Исландии.

Немало примеров сотрудничества и взаимодействия между нашими странами на Севере есть и в практических областях.

Исландцам удалось «конвертировать» всплесквнимания в мире к Арктике в бурно растущий приток иностранных туристов в Исландию, число которых в 2016 г. достигло 1,8 миллионов. Туризм, превратившийся в важнейший источник финансовых поступлений государства, серьезно помог стране выбраться из тяжелого финансово-экономического кризиса 2008 года.   Все популярнеестановится Исландия и у российских туристов. Число их поездок в Исландию возросло с 7 тыс. в 2013 г. до 8 тыс. в 2014 г., затем снизилось (из-за падения курса рубля) в 2015 г. до 4,9 тыс., а в 2016 г. вновь возросло почти на треть до 6,3 тыс. Наших туристов любят в Исландии за щедрость: по местной статистике, средний турист из России за одну поездку оставляет в стране денег, больше которых тратят только швейцарцы и китайцы. В Рейкьявике процветают туркомпании, основанные нашими соотечественниками, которые обслуживают русскоговорящих гостей. Растет и интерес исландцев к турпоездкам в Россию, причем помимо туристов в традиционные точки притяжения в нашей стране – Москву, Санкт-Петербург и Сочи, появляются заинтересованные в посещении российской Арктики. Так, известный исландский фотохудожник РагнарАксельссонв 2016 г. посетил Республику Саха (Якутия) и Ненецкий АО и издал после этого замечательную книгу фотографий.

В Исландии серьезно относятся к перспективе нарастания перевозок по Северному Морскому Пути. Прогнозируя, что в результате этого увеличится интенсивность мореплавания вблизи исландских берегов, а также руководствуясь соответствующим панарктическим соглашением 2011 г., в стране широко обсуждается идея создания в порту Кефлавика мощного регионального центра поиска и спасания. Работавшая два года специальная межведомственная комиссия уже представила в правительство аналитический доклад с соответствующими предложениями. Очевидно, что после принятия правительственного решения откроется возможность укрепления сотрудничества исландских спасателей с МЧС и Минтрансом России, обладающим уникальным практическим опытом в данной области.

Одним из интересных реализованных проектов является деятельность отделения исландской компании «Арктик Тракс» в Красноярске. За счет укрепления подвески внедорожников «Тойота» и других марок и установкиспециально разработанных увеличенных покрышек проходимость этих автомобилей, прежде всего в снегу, возрастает на порядок. Технология, придуманная для исландского бездорожья, оказалась востребованной в мире. Первые сотни красноярских «Арктик Тракс» быстро нашли покупателей на российском рынке и спрос на них растет.

Исландия – страна полностью «зеленой» энергетики, 70% ее электроэнергии производится ГЭС, а 30% - геотермальными электростанциями. Геотермальная энергия - один из немногих ее природных ресурсов, экспорт геотермальных технологий является визитной карточкой ее «экономической дипломатии», эта тематика обсуждается во всех международных контактах страны. Между прочим, триумф исландской сборной по футболу на Евро-2016 во многом объяснялся наличием геотермально обогреваемых зимой открытых футбольных полей во всех мало-мальски крупных населенных пунктах страны. Исландский опыт вполне может дополнять имеющиеся российские наработки для освоения геотермальных ресурсов российской Арктики, Сибири и Дальнего Востока. В октябре 2016 г. между российскими и исландскими компаниями уже заключено соглашение о намерениях о создании на территории Камчатского края и Курильских островов геотермальных генерирующих мощностей до 2 гвт на основе геотермальных ресурсов.

Исландия проявила интерес к российскому проекту «РОТАКС», предполагающему прокладку оптико-волоконного кабеля между Европой и Азией через Северный Ледовитый океан. Продолжаются консультации между компаниями двух стран об организации отвода этого кабеля к Исландии длиной без малого 1,5 тыс. км.

Представительная исландская делегация в ноябре 2016 г. посетила пятую Мурманскую международную деловую неделю, бизнесмены наших стран проявили живой интерес к совместным проектам в рыболовстве и рыбопереработке, промышленности, энергетике. Предполагается, что они могут быть дополнены сотрудничеством между научно-образовательными учреждениями, в частности, совместными образовательными проектами в рыбохозяйственной сфере на базе Мурманского Государственного технического университета и Полярного научно-исследовательского Института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М.Книповича.

В заключении стоит отметить, что Исландия присоединилась ко всем антироссийским санкциям Евросоюза и в ответ в августе 2015 г. была включена в список государств, в отношении которых были введены наши контрсанкции. Традиционно экспорт исландской рыбы занимал львиную долю российско-исландского товарооборота (80% и более), поэтому контрсанкции привели в 2016 г. к обвалу последнего в 4 раза, а экономика Исландии – в силу ее «рыбной монокультурности» - в результате пострадала, пожалуй, более других стран, инициировавших санкции или примкнувших к ним.Для Исландии эта ситуация вдвойне абсурдна, принимая во внимание, что санкции против России базировались на вымышленных основаниях. Но таков был суверенный выбор Рейкьявика. Тем не менее, на прошедших в августе 2016 г. политконсультациях между первым заместителем министра иностранных дел России В.Г.Титовым и министром иностранных дел Исландии Л.Д.Альфредсдоттир была достигнута принципиальная договоренность о том, что наши страны будут активно продолжать и расширять прагматическое сотрудничество и взаимодействие в отраслях и по проектам, не затронутыми санкциями. Арктика была и будет такой областью, в которой нас связывают значительные общие интересы и в которой уже сделано немало. Уверен, что двустороннее сотрудничество России с Исландией в Арктике останется важнейшим естественным элементом двусторонних отношений, а его позитивный потенциал будет только нарастать.